ОТПРАВИТЬ НАМ ВОПРОС

ОТПРАВИТЬ НАМ ВОПРОС





+7 495 531 68 86 
 
e-mail: schule@mawi-group.ru
e-mail: consulting@mawi-group.ru
 

 

История и культура

Классический Веймар

В Веймаре неоднократно бывал Мартин Лютер, здесь жил и умер его ближайший союзник в вопросах реформирования церкви Филипп Меланхтон. Слава города неразрывно связана с именами Иоганна Себастьяна Баха, Фрaнца Листа, Рихарда Штрауса, Лукаса Кранаха, а также Веймарской школой живописи. Несмотря на скромные размеры, Веймар, город окружного подчинения в Тюрингии, известен во всем мире и занял достойное место в списке Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Это уникальное свидетельство целой эпохи, получившей название «веймарский классицизм», влияние которой на европейскую культуру ощущается по сей день.

Святой город на болоте

Старейшая запись о Веймаре датируется 899 г. Его название изменялось в течение веков: Wimares, Wimari, Wimar и, наконец, Weimar, от Wih (святой, освященный) и mar (озеро, топь, болото). В грамоте кайзера Оттона II от третьего июня 975 г. упоминается Веймарский замок, что считается свидетельством о рождении города.

В 1573 г. Веймар стал главным городом герцогства Саксен-Вeймар, которое в 1815 г., после присоединения Эйзенаха, получило статус Великого герцогства.

К сожалению, к середине XIX века почти ничего не осталось от средневекового Веймара. Позже было принято почти гениальное решение: создать ансамбль из зданий и парков и объявить, что это и есть «классический Веймар». Таким образом, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были включены жилые дома Гёте, Шиллера, Гендера и Листа, церковь Св. Петра и Павла, старая гимназия, замок Виттумспаласт, библиотека герцогини Анны Амалии, парк на реке Ильм, загородная резиденция Бельведер, дворец и парк Эттерсбург, дворцово-парковый комплекс Тифурт и др.

Век классического Веймара начался с герцогини Анны Амалии (1739(17391024)-1807), которая пригласила в провинциальный город поэтов и мыслителей. В 1756 г. шестнадцатилетнюю принцессу Брауншвейг-Вольфенбюттельскую, племянницу Фридриха Великого, выдали замуж за герцога Веймара Эрнста Августа II. Но вместе они прожили чуть более двух лет: герцог, с детства слабый здоровьем, умер в мае 1758 г., правда, успев обзавестись наследниками. Анна Амалия подарила ему двух сыновей: наследного принца Карла Августа и принца Константина, который родился уже после смерти отца. Так, едва достигнув совершеннолетия, герцогиня Анна Амалия стала главой государства и опекуншей своих сыновей.

Герцогиня была образованной, и, вероятно, прибытие в провинциальный Веймар ее несколько разочаровало. Но, женщина неиссякаемой энергии, она наилучшим образом справилась со своей задачей. При ней город начал играть роль интеллектуального центра.

Гёте, Шиллер и другие звёзды

В 1763 г. Иоганн Карл Август Музэус (1735-1787), известный писатель, филолог и педагог, автор сборника «Народные немецкие сказки», стал профессором веймарской гимназии. Кристофор Мартин Виланд (1733-1813), крупнейший поэт, переводчик Шекспира, издатель первого в Германии журнала литературы и искусства «Германский Меркурий», занял пост советника при дворе герцогини, стал воспитателем ее сыновей.

Менее известен офицер, писатель и второй воспитатель принцев Карл Людвиг фон Кнебель. Но если бы он не получил приглашение герцогини, никогда бы Гёте не оказался в Веймаре. В 1774 г. Кнебель предпринял путешествие во Франкфурт-на-Майне, чтобы познакомить семнадцатилетнего принца Карла Августа с 25-летним автором «Страданий юного Вертера». Годом позже Карл Август, уже ставший герцогом, пригласил Гёте в Веймар.

Это случайное знакомство открыло новый период в жизни Иоганна Вольфганга фон Гёте (1749-1832). Карл-Август обещал ему место при дворе, обеспеченное положение, дом в саду, где можно спокойно беседовать с музами. Более того, он надолго удержал при себе Гёте, назначив его «президентом палаты», что в Веймаре было равносильно званию премьер-министра.

Гёте подружился в Веймаре с Шарлоттой фон Штейн, матерью семейства, в которой нашел единомышленницу, способную понять и поддержать его. Ей он диктовал свои произведения, с нею обменивался мыслями даже по научным вопросам. При её содействии в Веймаре возник кружок творческой интеллигенции.

Дом Гёте в Веймаре, на площади Фрауэнплан, построен в стиле барокко. В течение девяти лет поэт снимал его, а в 1794 г. герцог подарил ему этот дом. Здесь он написал трагедию «Фауст», над которой работал более полувека. В доме сохранены оригинальная обстановка, рукописи Гёте, его собрание картин и коллекции минералов.

Недалеко от дома Гёте расположен дом Фридриха Шиллера (1759-1805). Последние годы драматурга прошли именно здесь, в доме на улице Эспланаде.

Чуть дальше, на Театральной площади, находится Немецкий национальный театр, построенный в 1791 г., в истории которого Гёте и Шиллер играли важную роль. В 1857 г. перед театром был установлен памятник великим писателям, принесшим Веймару мировую славу.

Предтечей Государственной капеллы Веймара стал оркестр, основанный еще в 1482 г. по воле герцога и в 1602-м переименованный в Герцогский придворный оркестр. В те времена в его составе работали Иоганн Шайн и Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), долгое время занимавший пост органиста и капельмейстера. В составе оркестра в 1842-м начинал и Франц Лист (1811-1886). В 1858-м Лист оставил оркестр; на посту дирижера и музыкального руководителя его сменил Эдуард Лассен. В 1889-1894 гг. вторым капельмейстером оркестра под началом Лассена был Рихард Штраус.

Храм Св. Петра и Павла, построенный в 1245-1249 гг., известен сегодня как церковь Гердера. В 1776 г. Иоганн Готтфрид Гердер (1744-1803), выдающийся историк культуры, критик и поэт, по рекомендации Гёте был назначен проповедником в этой церкви. Он опекал также гимназию на углу Якобштрассе, которой уже более трехсот лет.

В Веймар Гердер переселился из Риги, где после окончания богословского факультета Кёнигсбергского университета преподавал в школе. В Риге он начал литературную деятельность, его работы сыграли большую роль в развитии немецкой литературы. С 1785 г. в Веймаре начал выходить его монументальный труд «Идеи к философии истории человечества», первый опыт всеобщей истории культуры.

В Виттумспаласт, построенный в стиле барокко, вдова герцога переехала в 1774 г. после пожара во дворце. Ее гостиная стала центром «Веймарского двора муз», где вечерами проходили литературные чтения, велись интересные застольные беседы. По словам Гёте, она любила общество умных людей и находилась с ними в постоянном общении.

Уникальная библиотека герцогини по праву носит ее имя. По распоряжению Анны Амалии герцогский Зеленый дворец был перестроен для хранения книг. Библиотека была основана в 1691 г. герцогом Вильгельмом Эрнстом (дед супруга Анны Амалии), причём свои 1400 книг он сделал доступными для общественности. Теперь в библиотеке около миллиона книг, большая коллекция музыкальных произведений. К сожалению, в сентябре 2004 г. здание сильно пострадало во время пожара, было уничтожено около пятидесяти  тысяч книг, более шестидесяти тысяч − сильно пострадали.

Барочный дворец Бельведер, расположенный на холме несколько поодаль от центра города, был построен в 1724-1732 гг. и служил загородной резиденцией. В роскошных залах представлены теперь фарфоровые и фаянсовые изделия, а также мебель, украшения и картины ХVIII века.

К достопримечательностям города, не связанным хронологически с классическим Веймаром, относится домик Лукаса Кранаха Старшего, живописца и графика эпохи Возрождения. Художник прожил здесь последний год жизни и скончался в октябре 1553 г. Дружба Лукаса Кранаха Старшего с Мартином Лютером способствовала появлению в его творчестве произведений, выражавших идеи Реформации. К числу его работ относится знаменитый алтарь церкви Св. Петра и Павла.

Чуть дальше, на берегу реки Ильм, − дворец герцогов Саксен-Веймарских (ныне картинная галерея). Жемчужины галереи − «зал Кранаха» с работами отца и сына Кранахов и их школы, несколько работ Альбрехта Дюрера и немецкая романтическая живопись.

Герцог Карл Август

Карл Август, герцог Саксен-Веймар-Эйзенахский (1757-(17570903)1828), чей памятник работы известного скульптора Адольфа фон Донндорфа был открыт в 1875 г. в Веймаре, как и его мать Анна Амалия, был знатоком наук и искусств. Первым из германских государей он ввел в своей стране Конституцию, защищал свободу печати. Он участвовал в боевых действиях против Наполеона в 1792 и 1793 гг. В марте 1813 г. герцог присоединился к русско-прусскому союзу, находился при русской армии, сначала без зачисления на службу, был награждён за храбрость золотой шпагой с алмазами. После сражения под Лейпцигом был «принят в русскую службу с производством в генералы от кавалерии».

В 1814 г. Карл Август сражался с французами под Бриенном, Лаоном и Фер-Шампенуазом, участвовал во взятии Парижа и получил в награду орден Св. Владимира первой степени. Венский конгресс увеличил его государство и возвел в великогерцогское достоинство, однако Карл Август продолжал числиться на русской службе до своей кончины. Полученную после войны контрибуцию, около восьмисот тысяч талеров, он употребил на нужды своего государства.

Время регентства герцогини Анны Амалии и правления ее сына герцога Карла Августа называют золотым веком Веймара.

Светлана Панкратц 

 
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

 

РЕКЛАМА
КУРСЫ НЕМЕЦКОГО

Откройте для себя немецкий. Курсы немецкого языка в Москве!